Константин Богданенко вошел в финал Бизнес-Премии Приморского края в номинации "Менеджер года 2014"
О принципах работы руководства компании газете «Золотой Рог» рассказал директор по развитию бизнеса Группы компаний DNS Константин БОГДАНЕНКО, ставший номинантом Бизнес-Премии Приморского края по итогам 2014 года (номинация "Менеджер года").
- DNS - проект, созданный людьми, которые знают друг друга много лет. Какие цели основатели компании ставили перед собой 20 лет назад?
- Я плохо помню, о чем мы думали 20 лет назад. Костяк той команды руководителей, которая есть сегодня, сложился после кризиса 1998 года, тогда же появилась компания в ее нынешнем виде. Конечно, до этого времени мы все друг друга знали, так или иначе пересекались, но это еще был не DNS.
- Предполагали ли вы тогда, что добьетесь таких успехов в бизнесе?
- Думаю, если спросить любого основателя крупной компании, о чем он думал в момент старта, он не ответит на этот вопрос. А если ответит, то это, скорее всего, будет лукавством. Мы думали только о том, чтобы работать как можно больше и как можно лучше. Правильное целеполагание должно быть именно таким. Стратегически рассуждать о том, какой будет компания через 5 лет, очень сложно.
- Какие качества вы считаете главными для руководителя? Что важнее для успеха компании: личность руководителя или сплоченная команда без явных лидеров, но с отличным взаимопониманием?
- Для достижения результата в бизнесе очень важна удача. Даже будучи идеальным руководителем - хотя я не знаю, что это такое - добиться всего, чем мы сегодня гордимся, - без удачи было бы невозможно. Успех DNS - это огромное количество факторов, которые сплелись воедино.
Безусловно, свою роль сыграли и личностные качества людей, основавших компанию. Но я не знаю, какие из этих качеств являются более важными для руководителя, а какие - менее важными. Существуют абсолютно разные лидеры: есть «монстры», с которыми вообще не хочется встречаться, но они возглавляют успешные компании. В нашем случае самое главное, что позволило проявить себя лидерам DNS, - это беззаветное желание двигаться вперед.
- Коллектив DNS насчитывает тысячи людей в разных регионах России. Как вам удается формировать у огромного коллектива командный дух, мотивировать сотрудников на максимальный результат?
- Во-первых, люди любят честность. Когда руководитель честен с подчиненными, они, как правило, отвечают ему тем же. Это одно из важнейших достижений в плане взаимоотношений в компании DNS: независимо от ситуации, мы всегда стремимся быть честными с людьми, которые у нас работают. А чтобы быть честным с персоналом, нужно быть честным с самим собой. И еще очень важно трезво смотреть на мир. Если эти качества у руководителя есть, то он как минимум получит уважение со стороны персонала.
Что касается единства, формирования команды, то в нашем большом коллективе встречаются очень разные люди. Но главное, что ключевые сотрудники относятся к своему делу очень серьезно. Для них это возможность реализовать себя, построить карьеру, заработать деньги. Ведь в нашей стране не так много шансов для роста за счет своих личностных качеств, образования. Особенно в коммерческой сфере. А DNS - одна из очень немногих федеральных компаний, которая такую возможность дает. И поскольку DNS растет из регионов в центр, у каждого из сотрудников всегда есть возможность двигаться вперед и развиваться, переезжая в другое место для реализации своих амбиций.
- Используете ли вы финансовые стимулы для мотивации сотрудников?
- Финансовые стимулы на самом деле сиюминутны. Мотивировать - значит убедить людей держаться за компанию, ассоциировать с ней свою жизнь. Все остальное, будь то премии или штрафы, тоже функционирует, но я бы не назвал нашу систему уникальной. Единственное - мы стараемся не использовать штрафы, поскольку это, как правило, не дает никакого положительного результата. Если же человек является «хронически отстающим», мы с ним просто расстаемся.
- Планирует ли DNS оптимизировать персонал в нынешней экономической ситуации?
- На самом деле мы никогда не прекращали процесс оптимизации. Поэтому в условиях кризиса наша деятельность не претерпела никаких изменений: слабые уходят, сильные остаются. У нас есть абсолютно понятная и качественная система оценки: если магазин становится неэффективным в общем рейтинге, он просто закрывается. Поэтому каждый магазин DNS заинтересован в том, чтобы улучшать свои показатели.
С точки зрения операционной деятельности ничего не меняется. Хотя мы немного скорректировали свои планы в сторону более быстрого расширения сети: сейчас хорошие возможности для того, чтобы занять новые рынки.
- Передаете ли вы свой опыт молодым предпринимателям?
- Конечно. Вместе с генеральным директором DNS Дмитрием АЛЕКСЕЕВЫМ мы периодически участвуем в заседаниях Клуба молодых предпринимателей Приморья, делимся опытом. Кроме того, у нас есть идея создания во Владивостоке Центра акселерации бизнеса между российскими и азиатскими предпринимателями. Я очень надеюсь, что этот проект заработает уже в рамках намеченного на август Восточного экономического форума.
- А проект RunDNSRun - это ваша идея или «клуб по интересам» внутри компании?
- Строго говоря, этот проект никакого отношения к DNS, за исключением названия, не имеет. Я развивал его сам по себе, воспользовавшись «преференциями» бренда DNS. В итоге из проекта RunDNSRun должен получиться беговой клуб федерального масштаба, костяком которого будут являться подразделения компании в разных регионах. Ведь сегодня бег - это даже не спорт, а, скорее, образ жизни. Нет ничего полезнее и проще для сохранения здоровья, чем бег!
В 2015 году у нас планируется большое количество мероприятий. Например, во Владивостоке мы собираемся в сентябре провести международный полумарафон с участием представителей стран Азии, а в будущем сделать подобные мероприятия регулярными. Добавлю, что к проекту RunDNSRun может присоединиться любой - рано или поздно побегут все!
Евгений СИДОРОВ. Газета «Золотой Рог», Владивосток.
Бизнес-Премия Приморского края проводится Издательской компанией "Золотой Рог" при поддержке администрации Приморского края.